Жизнь после кризиса: будущее рынка ценных бумаг в Украине

Мировой финансовый кризис уже отразился на украинской экономике: сегодня мы имеем проблемы с инфляцией, валютным курсом, ценами на сырьевые ресурсы – один из основных источников поступления валюты в страну.
Начался спад производства в строительстве, металлургии, происходят потрясения в банковской сфере, спровоцированные, в том числе и посеянной плохими новостями паникой среди населения. Фондовый рынок - барометр экономики - после беспрецедентного взлета на 135% в прошлом году сейчас, к середине осени, упал на 70% от своих максимальных значений. Основная причина такого снижения - малочисленность внутреннего инвестиционного ресурса, который попадает на рынок через инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), страховые компании, банки. Другими словами, причина нынешнего спада внешняя: в 2007 году иностранный капитал зашел на наш рынок, а в текущем году - под бременем проблем с ликвидностью на западных рынках - вышел. И теперь каждый участник "боевых действий" на себе может прочувствовать волатильную, изменчивую, природу фондового рынка, оценить свою восприимчивость к рыночным рискам и извлечь свои первые инвестиционные уроки. Экономическая история учит: рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. За несколькими годами оживления деловой активности и процветания следует спад. Но есть и хорошая новость: циклическое движение идет не по замкнутому кругу, а по спирали, поэтому цикличность – форма прогрессивного развития, движение от одного макроэкономического равновесия в масштабах, как минимум национальной экономики, к другому. Кризис оздоравливает экономику, в известной степени восстанавливая и совершенствуя систему экономических отношений, за резким падением всегда наступает мощный подъем. Но одно дело, читать об этом в книгах, другое – самому переживать яркие эмоциональные события, заплатив за новый опыт собственные деньги.

Доверие инвесторов

Возможно ли вернуть доверие украинских инвесторов к фондовому рынку? Хороший вопрос, но в нем слышится предположение, что кто-то это доверие разрушил. Так ли это на самом деле? Когда приходит клиент, сотрудники компаний по управлению активами (КУА) без устали повторяют, что инвестиционные фонды нельзя рассматривать как спекулятивные инструменты, что фонды предназначены для долгосрочного инвестирования, что гарантировать доходность не позволяет законодательство, что нельзя в расчеты будущей доходности закладывать прошлые показатели, что стоимость акций или инвестиционных сертификатов может как расти, так и падать, что, инвестируя на короткий срок, можно оказаться на падающем отрезке даже растущего рынка и многое другое. Но с 2004 до конца 2007 года отечественный фондовый рынок вырос на полторы тысячи процентов, и жадность победила страх – началась "золотая лихорадка": на рынке коллективного инвестирования появились КУА с непрозрачными целями и участники с отдаленными представлениями об инвестировании.

Уоррен Баффет как-то сказал, что когда начнется отлив, станет ясно, кто купался голым, и в этом большой плюс кризиса. Ведь сколько бы мы не повторяли, что самый большой риск у инвестора возникает в момент выбора КУА, об этом часто забывают, когда все идет хорошо, рынок растет, доходность кружит голову, чувство риска притупляется. Но в мировой практике именно многолетняя репутация КУА становится решающим фактором для инвесторов. Ставка делается на опыт и знание рынка, ведь в дальнейшем все решения по инвестированию принимаются именно КУА. Учитывают и сумму активов под управлением: это не только демонстрация того, как много людей уже доверили свои деньги компании, но и некая "страховка" – чем больше средств под управлением КУА, тем больше у нее возможностей для эффективного инвестирования. Если сосредоточиться на отечественных особенностях, то важно, чтобы активы инвестиционного фонда находились именно у независимого Хранителя, хотя справедливости ради замечу, что законодатель постарался максимально защитить инвесторов практически от всех видов риска, за исключением рыночного. Один из главных факторов при выборе фонда - результаты управляющего на полном цикле (рост – падение). При этом во всем мире принято считать, что в идеале фонд акций активного управления должен показывать падения меньше, чем индекс, захватывая весь рост рынка.

Поведение инвесторов

Все мы родом из прошлого, причем советского и постсоветского. Поэтому и в рыночную экономику входим постепенно: мы уже вполне освоились с банковскими продуктами, недвижимостью, страхованием, но инвестирование в ценные бумаги – это что-то новое, а боязнь нового при слабой информированности понятна. Если вернуться к кризису, то кризис, как лакмусовая бумажка, так же проявил разные цели и намерения участников инвестиционных фондов, разделив их на инвесторов и людей спекулятивного настроя. В желании заработать здесь и сейчас (потому что другие уже заработали) нет ничего предосудительного, но и общего с инвестированием мало. Заходя в инвестиционные фонды, нужно учиться контролировать свои эмоции, спокойно анализировать факты и предыдущую историю своего фонда, своей КУА, мировой инвестиционный опыт. Делать это лучше всего без назойливого бэк-вокала многочисленных экзальтированных кассандр. Инвестирование – это план, план размещения своего капитала в различные финансовые инструменты с целью сохранения и/или увеличения его покупательной способности. Ведь никому не нужны бумажные купюры сами по себе, нужна их покупательная способность, то есть товары и услуги, которые мы можем купить за деньги. Любой план разрабатывается и реализуется для достижения определенной цели. Для чего вам нужны инвестиционные фонды? Чтобы продать их, как только рынок в очередной раз пойдет вверх? Или вы хотите получить свою долю от прироста капитала украинских компаний? Основные параметры финансовой цели - сколько денег нужно и когда. Если цель ясна и план понятен, остается дело техники – следовать этому плану. За инвестированием практически всегда стоит материальный актив, инвестирование не предполагает незапланированных прыжков в деньги. Никто не знает, как сильно могут упасть акции, когда панические эмоции берут верх, поэтому все, что должен делать инвестор – это определиться с наиболее привлекательными для себя фондами, купить их, когда цена покажется приемлемой, а дальше – держать и не сдаваться, потому что рынок обычно разворачивается именно тогда, когда вы начинаете капитулировать. Конечно, как и другие компании, в текущем году мы столкнулись с оттоком части клиентских денег, но большая часть этих денег пришла в фонды от "случайных людей", людей со спекулятивными, а не инвестиционными целями, поэтому их "исход" не стал для нас сюрпризом. Еще одна категория – паникеры. Конечно, если вы считаете, что мировую экономику ожидает коллапс, то бегите, продавайте и покупайте соль, керосин и спички. Но большинство экспертов сходятся во мнении, что с фундаментальной точки зрения ситуация очень далека от коллапса и продавать ценные бумаги на текущих уровнях, если только вас не вынуждают к этому серьезные обстоятельства - абсурдно.

С начала года денежные средства, поступившие в фонды под управлением компании "КИНТО", более чем вдвое превышают "вынос". Безусловно, сказывается полученный положительный опыт: инвесторы наших фондов уже получали реальные выплаты на вложенные ими средства. Появилось также понимание, что единственным классом ценных бумаг, который переигрывает инфляцию, являются акции, а они сейчас невероятно дешевы. Падение такого масштаба, которое пережил наш рынок, случается раз во много лет. И тот, кто располагает свободными средствами, получил сейчас уникальную возможность воспользоваться текущей рыночной ситуацией. Такая возможность повториться может очень не скоро. Главное условие – инвестиции в акции должны осуществляться на долгий срок. Скажем, 3-5 лет считаются краткосрочными вложениями для развитых рынков, но вполне приемлемы для украинского рынка. К счастью, и НПФ, и бессрочные фонды, и многие закрытые фонды являются долгосрочными инвесторами, для которых нынешний период – редкий шанс умножить капитал в несколько раз.

Потенциальные инвесторы

Благосостояние наших соотечественников растет: откладываются деньги на образование, покупается жилье, планируется отдых. Люди чаще задумываются, как сложится их будущее, когда они отойдут от дел. Если ваш бюджет позволяет, например, 30% средств направлять на стратегические цели, вы – потенциальный инвестор и, скорее всего, рано или поздно станете оценивать достоинства и недостатки разных участников финансового рынка – банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов и др. Каждый их этих инструментов имеет свое предназначение. Например, инвестиционные фонды – это эксклюзивный инструмент для средне- и долгосрочного приумножения средств, а негосударственные пенсионные фонды просто незаменимы для сверхдолгосрочного накопления и приумножения, которые служат одной единственной цели – защитить себя от себя самого и обеспечить себе достойную жизнь в зрелые годы. Современный человек обычно использует набор инструментов в соответствии со своим индивидуальным финансовым планом. Главное, помнить, что инвестировать нужно средства, предназначенные для накопления, а не заимствованные, ведь кредит придется обслуживать, а рассматривать инвестиционные фонды как источник постоянного запланированного дохода нельзя. Выбирая фонд, инвестор может ориентироваться на достигнутую фондом доходность (разумеется, принимая во внимание инвестиционную стратегию фонда – рискованную, консервативную или сбалансированную), объем активов фонда, степень диверсификации - вложения по классам активов, распределение по отраслям. Что касается пропорций инвестирования, то они зависят от разных факторов – это и просто сумма свободных средств, и время, на которое трудоустраиваются деньги, и требования к ликвидности - возможности быстро уйти в деньги, и отношение к риску и ожидаемой доходности. В инвестиционные фонды можно вкладывать до 50% своих свободных денег при условии их диверсификации между фондами с разными инвестиционными стратегиями: 20-30% - в рискованные фонды, еще 20% - в сбалансированные с высокой ликвидностью, а в пенсионные – от 10 до 50% в зависимости от уровня ежемесячных поступлений свободных средств.

Лучший момент для инвестирования

Самый большой прирост капитала можно получить, хладнокровно покупая активы во время панической распродажи, чем обычно и пользовался долгосрочный инвестор в акции Уоррен Баффет, который сегодня – самый богатый человек в мире. В теории, идеально покупать активы на дне рынка перед самым подъемом, продавать – на пике. На практике, чтобы не упустить выгодный момент, профессиональные управляющие начинают поэтапное приобретение ценных бумаг уже на понижающемся тренде, тем самым, усредняя цену приобретения. Ценные бумаги инвестфондов мы также советуем инвесторам приобретать регулярно, например, ежемесячно или ежеквартально и при этом на длительный срок, несмотря на периоды роста или падения рынка. Инвесторы, у которых хватает смелости и ума, сейчас поэтапно докупают ценные бумаги инвестиционных фондов, наращивая свою долю портфеля, состоящего из акций крупнейших украинских компаний, фундаментальные показатели которых несомненно будут оценены по мере снятия напряженности на финансовых рынках. Собственно, так же поступают и профессиональные управляющие инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов.

Упреки во время кризиса

Как ни парадоксально, звучат претензии к инвестиционным фондам, что не оправдали надежд на быстрое, в историческом понимании – мгновенное, обогащение. Но это ничего общего не имеет с настоящим разочарованием. Здесь другое – надо признать, что часть участников фондов сознательно или нет игнорировала информацию о том, что инвестиционный фонд по определению является финансовым инструментом, требующим для реализации своей инвестиционной стратегии времени. Поэтому такие участники и оказались перед выбором: продать ценные бумаги с убытками или смириться с тем, что срок инвестиций придется увеличить и дождаться хороших результатов.

Еще один парадокс: когда осуществляется выбор, участник должен ознакомиться с инвестиционной стратегией фонда. Покупка ценных бумаг фонда означает, что инвестор принял условия игры, то есть согласился и ожидает, что портфель фонда будет формироваться из акций украинских предприятий, например. Но когда рынок упал, некоторые участники стали роптать: почему нельзя продать акции и уйти в инструменты с фиксированным доходом. Действительно, почему? Во-первых, законодатель требует 70%-нахождения активов фонда в ценных бумагах, во-вторых, облигации также подвержены рискам, в-третьих, существует опасность не откупить акции по приемлемым ценам во время разворота рынка, который рано или поздно обязательно произойдет. В последнем случае управляющий столкнется с гораздо более справедливым вопросом: почему вместо акций наш портфель содержит депозиты и облигации, ведь для этого существуют сбалансированные фонды, а я покупал рискованный…

Что делать в сложившейся ситуации?

Ничто не вечно под луной, в том числе и кризисы. Колебательная экономическая динамика наблюдается уже почти 200 лет. В эпицентре цикла - кризисе - предел и в то же время импульс роста экономики. При всех разрушительных проявлениях кризис выполняет стимулирующую функцию, давая начало преимущественно интенсивному экономическому росту. Фактически кризис - это один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе, ее отраслевой структуры. Расчищая путь для массовых инвестиций на новом техническом уровне, кризис толкает экономику к переходу в новую, превосходящую прежнюю фазу. И каким бы громким не был хор паникеров, не думаю, что Всевышний уполномочил его протрубить конец света. Отечественный фондовый рынок жив, продолжает свое развитие, и моя позиция неизменна: не страшно оказаться на падающем рынке, страшно не оказаться на рынке, когда он развернется и уйдет в рост. Поэтому, состоявшимся инвесторам – не портить себе нервы, не следить ежесекундно за котировками, спокойно ждать; потенциальным – покупать, но не в один заход, а в несколько этапов. Нет и тени сомнений: инвестиции в украинский фондовый рынок сегодня – это правильное воплощение долгосрочного инвестиционного плана.

Источник: BIZ.liga.net